О слове

Человек, как известно, существо социальное. Разговорное общение появилось в глубокой древности в процессе совместной охоты и трудовой деятельности первобытных людей. С появлением общения жизнь людей значительно преобразилась, они научились понимать друг друга, создавать сообщества на охоте и в труде, делиться своим опытом и перенимать чужой, обмениваться различной информацией.

С трудом, но все же, включив воображение, мы сможем представить себе современную жизнь без благ цивилизации: бытовой техники, компьютеров, автомобилей… А давайте попробуем представить, что из нашей жизни исчезла речь. Мы перестанем понимать друг друга, не сможем изложить свои мысли и желания. Начнется полная неразбериха, повсюду воцарится хаос. Что же такое общение и речь?

Речь – это способ выражения мысли, ведь неозвученная мысль нема, а, значит, непонятна. Речь – это способ передачи информации от человека к человеку, от поколения к поколению. Главный способ взаимодействия людей – вербальное общение (от латинского Verbis – слова).

Примерно с 4 месяцев ребенок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. В возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей уже насчитывает около 50 слов. А к 2-3 годам словарный запас ребенка начинает весьма активно расширяться. К трем годам он насчитывает примерно 1000 слов, к пятилетнему возрасту дети легко пользуются двумя-тремя тысячами слов. В лексиконе взрослого человека в среднем насчитывают около 4000 – 5000 слов. И всем нам есть куда стремиться, куда расти. Известно, что словарный запас Шекспира насчитывал более 12 000 слов, литературный запас Пушкина и вовсе составлял около 21 000 слов, а русский язык насчитывает более 500 000 слов.

Главные требования, предъявляемые к вербальному общению:

  • умение изъясняться ясно, четко выделяя главную мысль;
  • умение предельно внимательно слушать своего собеседника, думая только о том, какую мысль он хочет до вас донести;
  • умение слышать, т.е. понимать смысл сказанного собеседником.

Иностранное слово всегда обладало неким романтическим ареолом, загадочностью, а владение иностранным языком считалось признаком интеллигентности. Стоит вспомнить царскую Россию, где общение в высших слоях общества происходило исключительно на иностранном языке.

В нашем ХХI веке, провозглашенным Юнеско веком полиглотов, значимость иностранного языка велика как никогда. В настоящее время культурный обмен – необходимое условие существования человеческого общества. Иностранные языки не только развивают коммуникативные способности, но и приобщают к мировой культуре, расширяют кругозор.

Тот, кто не знает иностранных языков,
не знает ничего про свой родной язык.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ

o slove separator

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!”

ЭДУАРД АСАДОВ