Кембриджские экзамены

Существует множество международных экзаменов, позволяющих оценить уровень владения английским языком. Как правило, готовятся к этим экзаменам и сдают их те, кто преследует цель работать или учиться в англоязычной среде. Это стандартизированные экзамены, результаты которых признаются в ведущих англоязычных образовательных учреждениях и организациях.

Одним из таких испытаний является группа экзаменов, разработанных специализированным подразделением Кембриджского университета – Cambridge English Language Assessment. В отличие от аналогичных американских тестов, Кембриджские экзамены проверяют британский вариант английского языка. Неоспоримым достоинством этой группы экзаменов является то, что сертификаты по результатам их сдачи бессрочны. Кембриджские экзамены включают несколько видов испытаний. В их основе лежит принцип оценивания языка по четырем основным аспектам Listening (аудирование), Writing (письмо), Speaking (интервью) и Reading (чтение).

Экзамены отличаются друг от друга по уровню сложности и по назначению. Рассмотрим каждый из этих видов.

Первая группа экзаменов оценивает так называемый общий английский (General English).

Key English Test (KET) – это экзамен, оценивающий владение английским языком на самом начальном уровне. Существует две разновидности KET – для детей 11-14 лет и для взрослых (от 15 лет).

Preliminary English Test (PET) – второй по уровню сложности экзамен после KET. Оценивает владение английским языком на базовом уровне. Аналогично, существует версия PET для детей 11-14 лет и для взрослых.

First Certificate in English (FCE) – третий по уровню сложности экзамен из группы Кембриджских. Таким же образом, как и предыдущие два, включает версию для детей и для взрослых.

Certificate of Advanced English (CAE) – экзамен, оценивающий владение английским на продвинутом уровне. Разделения по возрасту в рамках этого экзамена нет. CAE иногда называют пограничным экзаменом между теми, кто владеет английским на уровне «любителя» и на уровне профессионала. Наличие результатов CAE часто является необходимым условием для поступления в ряд британских вузов и для получения некоторых видов виз (например, студенческой).

Certificate of Proficiency in English (CPE) – самый сложный Кембриджский экзамен из этой группы. Он подтверждает владение английским языком на уровне носителя. Разделения по возрасту для сдающих нет. Результаты CPE признаются не только вузами и работодателями в Великобритании, но и за рубежом.

Следующая группа экзаменов оценивает профессиональный английский (Professional English). Здесь может возникнуть путаница в терминологии. Речь идет не об уровне владения языком, а о специфических знаниях языка в той или иной профессиональной области. Их сдают в зависимости от требований конкретного работодателя или учебного заведения, когда даже высокого уровня владения общим английским недостаточно. Это экзамены Business English Certificate (BEC) и Business English Testing System (BULATS). Они оценивают уровень владения бизнес-английским.

Третья группа экзаменов Young Learners English (YLE) – это Кембриджские экзамены для детей младшего возраста (7-12 лет). Они включают испытания трех уровней сложности – Starters, Movers and Flyers.

К экзамену можно готовиться самостоятельно, используя многочисленные учебные материалы. Этот способ подходит ученикам с высоким уровнем самоорганизации и мотивации. К тому же этот способ – наименее затратный.

Другой вариант – посещать занятия и готовится к экзамену под руководством преподавателя. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В первом случае внимание преподавателя будет направлено на одного ученика, что является неоспоримым преимуществом. Однако индивидуальные занятия – наиболее дорогостоящий способ подготовки. Групповые занятия привлекательны тем, что общая цель сплачивает учеников, а здоровый дух соревнования – дополнительно стимулирует. Этот способ также предполагает меньшие денежные затраты.

Как и в случае с другими аналогичными стандартизированными экзаменами, успех зависит не только от уровня владения языком, но также от регулярного выполнения специфических заданий. Есть мнение, что подготовленный середнячок при прочих равных справляется со стандартизированным экзаменом лучше, чем неподготовленный человек, свободно владеющий языком. Таким образом, на подготовку к Кембриджскому экзамену есть смысл затратить некоторое время, чтобы адаптироваться к его формату.

Автор: Ксения Кораблева