Мотивация в изучении иностранных языков

Залог успеха в изучении иностранного языка – правильная мотивация. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, следует ответить на вопрос – для чего это нужно. Многочисленные исследования в области когнитивных наук показывают, что на овладение новыми навыками мозг тратит большое количество энергии. При этом, если отсутствует цель, мозг расценивает такие затраты как нерациональные и расходует энергию на решение более значимых в его понимании задач. Следовательно, чтобы повысить эффективность процесса обучения, нужно сформулировать конкретную цель.

Обычно наиболее мотивированные ученики – это те, кто четко осознаёт, каким образом они будут использовать полученные знания. Есть расхожее мнение, что изучение английского языка открывает большие возможности в профессиональном плане. Тем не менее, для человека, желающего освоить английский, одного только знания данного абстрактного факта для мотивации недостаточно. Следует поставить перед собой осязаемую цель: работать в международной организации, получить повышение, требующее знания иностранного языка, привлечь зарубежных партнеров и т.д.

Большую роль в мотивации также играет фактор ограниченного времени. Ученик, который готовится к поступлению в вуз, должен подготовиться к экзамену в определенные сроки. Его обучение будет интенсивным, он будет сосредоточен и собран, так как время для него – ценный ресурс. Если же фактора ограниченного времени нет, можно пойти на уловку и придумать его искусственно. Например, запланировать на определенную дату путешествие за рубеж и поставить цель общаться с носителями языка без словаря или разговорника.

Наличие ясной цели также важно для того, чтобы выбрать правильную стратегию обучения. Если цель – расширить кругозор и круг общения, оптимальным вариантом будет посещение разговорных клубов, общение с носителями языка с помощью электронных средств коммуникации. Эта же стратегия будет уместна, когда человек, неплохо владеющий языком, хочет преодолеть языковой барьер. Однако, если цель – подготовиться к международному экзамену, то и стратегия будет иная.

Отдельно стоит сказать про мотивацию к изучению иностранного языка у самых маленьких учеников. Чаще всего дети в силу возраста не могут формулировать практичные цели, поэтому важно, чтобы им было интересно. Так, занятия по английскому языку для дошкольников проходят преимущественно в игровой форме. Такой подход позволяет избежать принуждения: ребёнок воспринимает занятие не как безрадостную обязанность, а как форму досуга. В процессе игры лучше усваивается материал, развиваются творческие способности. На уроках английского языка для детей важную роль играет не только методика обучения, но и личность преподавателя – ребёнку должно быть с ним интересно. Об игровых формах следует помнить и родителям детей, изучающих иностранный язык, при подготовке с ними домашнего задания.

Игровые формы полезны также и для взрослых. Просмотр фильма на языке оригинала с субтитрами – ничто иное, как игровая форма. Еще один вариант – совмещение изучения иностранного языка с любимым занятием или увлечением: регулярным прочтением книг, статьей, просмотром передач на интересные и близкие темы.  

Наконец, чтобы повысить мотивацию к изучению иностранных языков можно… влюбиться. Данный пункт только на первых взгляд кажется несерьезным. К примеру, Дмитрий Петров, российский синхронный переводчик, телеведущий-учитель реалити-шоу «Полиглот», признавался в интервью, что дополнительным стимулом изучить язык хинди стало знакомство с его будущей супругой, родившейся в Индии. Разумеется, объектом «любви» не обязательно должен выступать человек. Очарование культурой, традициями и даже национальной кухней той или иной страны может стать отправной точкой для дальнейшего развития языковых навыков. Главное – начать.

Автор: Ксения Кораблева